На рынке подержанных автомобилей можно встретить множество полноприводных кроссоверов. Однако, стоит отметить, что не все они имеют полноценную систему полного привода, реализованную через вискомуфту.
Особенно часто такой узел встречается на автомобилях Toyota середины 2000-х годов. Многие покупатели, приобретая полноприводный RAV4 первого или второго поколения, были неприятно удивлены, обнаружив, что фактически покупают моноприводный универсал из-за неисправной вискомуфты. Такая система полного привода у Toyota называется V-Flex.
Сегодня я предлагаю подробнее разобраться в работе вискомуфты и оценить, стоит ли покупать автомобиль с полным приводом на её основе.
Вискомуфта представляет собой механическое устройство, которое передаёт или стабилизирует крутящий момент благодаря вязкой жидкости. Её конструкция состоит из закрытого герметичного корпуса, в котором находится пакет плоских круглых дисков с перфорацией. Эти диски расположены таким образом, что ведомые и ведущие диски могут перемещаться и находиться на очень малом расстоянии друг от друга.
Жидкость, заполняющая корпус муфты, основана на силиконе и обладает свойством изменять вязкость при интенсивном перемешивании и нагреве. За счёт этого зазор между дисками буквально «склеивается» вязкой жидкостью, расширяющейся при нагреве.
Другими словами, работа вискомуфты зависит от разности скорости вращения ведомого и ведущего дисков. Благодаря этому меняются физические свойства кремнийорганического вязкого вещества, что и обеспечивает передачу крутящего момента.
Вискомуфта представляет собой механическое устройство, которое передаёт или стабилизирует крутящий момент
Однако такая система не лишена недостатков. Она не регулируется, и всё зависит от свойств вязкой жидкости. К тому же, на срабатывание муфты требуется значительное время. Это не так критично, когда вискомуфта используется для включения привода вентилятора охлаждения радиатора, но когда на включение полного привода требуется несколько минут, это может стать проблемой. Также нельзя принудительно включить систему полного привода и тем более её заблокировать.
Если говорить о вискомуфте как об узле, то она довольно проста и недорога. Она не подлежит ремонту и обычно служит весь срок службы автомобиля. Выйти из строя она может только в результате долгой работы, и чаще всего просто клинит. Это ещё раз подчёркивает недостатки такого полного привода. Ведь если вы застрянете и придётся много буксовать, то первое, что вас подведет, — это вискомуфта.
Вискомуфта не подлежит ремонту, и её проще купить новую или контрактную, чем вскрывать. К тому же не каждый мастер возьмётся за такую работу, и только единицы смогут успешно её починить.
На сегодняшний день все автопроизводители отказались от вискомуфт в системах полного привода, сделав акцент на гидромеханические или электромагнитные муфты. Их работу проще регулировать, и в современных автомобилях, напичканных электроникой, они более уместны. Вискомуфту практически невозможно использовать в автомобилях, оборудованных антиблокировочными системами и системами стабилизации.
Я бы не рекомендовал к покупке автомобиль с системой полного привода, в основе которой стоит вязкостная муфта. Откровенно говоря, это прошлый век. На рынке полно кроссоверов и полноприводных седанов и универсалов, которые оснащены подключаемым полным приводом. В основе этих систем лежат муфты Haldex (Volkswagen Tiguan, Opel Mokka, Ford Kuga), Dynamax (полноприводные модели Kia или Hyundai) или дифференциал Torsen (преимущественно дорогие модели Audi с системой полного привода quattro). Это современные AWD-системы, которые способны обеспечить как высокую проходимость, так и безопасность в движении как для людей в автомобиле, так и вне его.