Почему засорился катализатор

Почему засорился катализатор

Почти все современные автомобили оснащены каталитическим нейтрализатором, который, как известно, значительно снижает уровень выбросов вредных газов. Это устройство, как правило, работает без каких-либо проблем в течение многих тысяч километров пробега. Однако, к сожалению, из-за некачественного топлива или естественного износа деталей, со временем катализатор может забиться. В этой статье мы подробно рассмотрим основные признаки забитого катализатора.

Что такое катализатор и как он работает

Выхлопные газы — это конечный продукт работы двигателя, который содержит множество токсичных химических соединений, представляющих опасность для здоровья человека и окружающей среды. Катализатор — это устройство, которое снижает концентрацию этих вредных веществ до минимально возможного уровня. Он расположен в выхлопной системе автомобиля между двигателем и глушителем.

Катализатор состоит из трех основных частей:

  • Фильтрующий элемент или носитель. Он представляет собой систему сот — ячеек, в которых при высокой температуре происходит нейтрализация (сгорание) вредных газов и остатков топлива.
  • Теплоизолятор. Этот элемент служит для поддержания оптимальной температуры внутри устройства.
  • Металлический кожух с вентиляционной перфорацией. Кожух защищает изделие от случайных касаний и обеспечивает вентиляцию.

Работу катализатора контролируют два датчика. Первый датчик, расположенный перед нейтрализатором, фиксирует количество не сгоревшего топлива в выхлопных газах. Второй датчик контролирует качество отработанных газов на выходе из катализатора. Информация от этих датчиков поступает на электронный блок управления двигателем, который регулирует подачу горючего.

Со временем сотовая структура катализатора забивается, и устройство перестает выполнять свои функции. Далее мы рассмотрим основные признаки забитого катализатора.

Признаки забитого катализатора

Признаки забитого катализатора трудно не заметить. Обычно данная неисправность проявляется следующим образом:

  • Снижение мощности двигателя, затрудненное набирание оборотов.
  • Увеличение расхода топлива.
  • Появление на приборной панели ошибки «Check Engine».
  • Проблемы с запуском двигателя.

При появлении этих признаков необходимо проверить состояние катализатора. Для этого можно приложить руку или бумагу к выходу глушителя. Выход отработавших газов должен быть ощутимым и импульсным.

Другой способ проверки — это оценка того, как двигатель набирает обороты. При запущенном двигателе и нейтральном положении коробки передач следует резко нажать на педаль акселератора. Если стрелка тахометра остановится на отметке 3000 об/мин и выше не поднимется, это может свидетельствовать о проблемах с катализатором.

Наиболее эффективным методом является установка манометра вместо датчика, расположенного перед катализатором. Это позволит проверить давление в системе, которое должно соответствовать значению 0,3 кгс/см³ при 2500 об/мин. Однако, такой метод может быть затруднителен из-за сложности установки.

Более приемлемый вариант — установка мотор-тестера вместо свечи, который также покажет уровень давления в системе.

Почему забивается катализатор

Если исключить случаи ДТП или повреждения выхлопной системы в результате наезда днищем на препятствие, то основных причин забивания катализатора три:

  1. Плохое качество горючего. При сгорании некачественного топлива температура может быть выше допустимой, что приводит к оплавлению и выходу из строя основного элемента — носителя. Присадки с частицами железа, добавляемые в топливо, могут нейтрализовать рабочую поверхность сот, что останавливает химическую реакцию и делает катализатор неработоспособным.
  2. Засорение сотового фильтра. Ячейки забиваются нагаром, сажей и другими отложениями, что препятствует прохождению выхлопных газов.
  3. Естественный износ детали. Экстремальный температурный режим, в котором работает устройство, сокращает срок его службы. Материал стареет и разрушается, а агрессивная манера вождения, такая как частая перегазовка и резкие старты, также могут повлиять на работу нейтрализатора.

Кроме того, негативное влияние оказывает холодная вода, которая попадает на катализатор во время движения в плохую погоду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *