Одной из распространенных проблем, с которыми сталкиваются владельцы механических коробок переключения передач (МКПП), является нечеткое включение передач или их полная невозможность.
Существует множество возможных причин, вызывающих эту неисправность. Важно сразу определить, связана ли проблема с самой коробкой или с узлом сцепления. Если все передачи включаются четко на незаведенном двигателе, а при работающем моторе возникают трудности, то, скорее всего, причина кроется в сцеплении.
Кроме того, проблема с включением скоростей может быть связана с неисправностью привода переключения передач. Рычаг переключения может быть расположен непосредственно на самой МКПП, как в случае с заднеприводными автомобилями ВАЗ 2101–07, или через систему тяг или тросов от кулисы до коробки.
Принцип работы трансмиссии остается одинаковым для всех марок автомобилей, будь то иномарки или отечественные модели. Если у вас возникли трудности с включением передач, не обязательно сразу обращаться в автосервис — вы можете попытаться решить проблему своими руками.
Разберем по порядку, что может влиять на плохое включение скоростей или их невозможность
Кулиса и тяга переключения скоростей
На переднеприводных моделях кулиса соединяется с МКПП с помощью тяг, и если они неисправны, это может привести к проблемам с переключением передач. Привод от рычага переключения также может встречаться на заднеприводных автомобилях, таких как BMW 3, Москвич 412 и других.
К неисправностям кулисы относятся ослабление ее крепления и перелом ручки переключения. Проблемы с приводом могут включать потерю фиксатора тяги и ослабление затяжки крепления ползуна привода коробки передач.
Чтобы выявить неисправность, необходимо провести ревизию кулисы в салоне автомобиля и осмотреть привод под днищем машины.
В более современных моделях автомобилей привод осуществляется с помощью троса. Если трос порвется, переключение передач станет невозможным.
Привод сцепления
Неисправности привода сцепления, такие как подтекание гидравлического соединения, могут привести к неполному выжиму, что также затрудняет включение передач или делает его невозможным.
Опоры двигателя и КПП
Изношенные подушки силового агрегата, которые со временем проседают или лопаются, могут привести к перекосу привода кулисы и даже к ее поломке. Также просевшие подушки могут стать причиной заедания первичного вала коробки передач.
Особенно это актуально для заднеприводных автомобилей, где проседание подушек крепления МКПП может вызвать перекос, что затруднит или сделает невозможным переключение скоростей.
Вилка переключения
Вилка служит для передачи усилия от педали сцепления к блоку сцепления через выжимной подшипник. Если у вилки появляется трещина или она выходит из зацепления с подшипником, переключение передач становится затруднительным или невозможным.
Выжимной подшипник необходим для передачи усилия от вилки на лепестки корзины, что отводит диск сцепления от маховика двигателя, разрывая крутящий момент и позволяя включить необходимую скорость. Износ подшипника может привести к затрудненному переключению или даже к невозможности его осуществления. Проблема решается заменой выжимного подшипника.
Корзина
Износ лепестков корзины или появление трещины в лепестковом диске могут привести к неполному выжиму, что, в свою очередь, не позволит ведомому диску полностью отойти от маховика двигателя и вызвать невозможность включения передачи.
Ведомый диск сцепления
Если демпфирующие пружины диска изношены или их крепление ослаблено, передачи будут включаться с трудом, и может наблюдаться тряска силового агрегата. Также при замене диска сцепления может быть установлена деталь, толщина которой превышает допустимую, что не позволит полностью отсоединить диск от маховика из-за нехватки хода пружины корзины, что также сделает невозможным включение передач. Проблема решается заменой диска.
Синхронизаторы
Эти элементы, выполненные из мягких материалов, таких как медь и латунь, часто подвержены износу. Особенно страдают синхронизаторы от резкого отпускания педали сцепления при резких стартах, что приводит к ударным нагрузкам и быстрому износу поверхности конуса синхронизатора или его поломке. При их износе переключение также будет затруднено или невозможно.
Также на невозможность включения передач может повлиять износ валов коробки переключения, когда будет нельзя включить вторую или пятую передачи. Данная неисправность требует полной разборки МКПП и замены валов.
Резюме
При появлении любых проявлений затрудненного включения передач рекомендуется сразу определить неисправность и принять меры к ее устранению, так как дальнейшая эксплуатация МКПП с неисправностью может привести к сложному и дорогостоящему ремонту трансмиссии.