Многие покупатели в магазинах автозапчастей сталкиваются с тем, что продавцы путают стойку и амортизатор, считая их синонимами. Это заблуждение может привести к приобретению ненужных деталей и, как следствие, к бесполезному ремонту.
Амортизатор представляет собой, по сути, масляный насос. При движении подвески вверх-вниз гидравлическая жидкость медленно перетекает в отверстия поршня, что затрудняет его быстрое перемещение. Это замедление, в свою очередь, передается пружине и подвеске. Чем быстрее происходит вертикальное движение подвески, тем большее сопротивление оказывает амортизатор. Благодаря этому кузов автомобиля меньше подпрыгивает, не кренится при торможении или разгоне и не раскачивается вдоль горизонтальной оси. Накопленная амортизатором кинетическая энергия преобразуется в тепло.
Неисправный амортизатор ухудшает контроль над подвеской и пружиной, что приводит к преждевременному износу покрышек. Кроме того, неэффективное торможение и управление, плохой контакт дороги и покрышек, неправильное выравнивание колес в движении, раскачивание и подпрыгивание автомобиля изнашивают другие системы и вызывают усталость водителя. Пружина может присутствовать в конструкции амортизатора (например, в переднем амортизаторе Toyota Mark 2) или отсутствовать (как в случае с задним беспружинным амортизатором Toyota Corolla, известным как «карандаш»).
Стойка представляет собой целый узел, шарнирно соединяющий колеса и кузов, и является основным силовым элементом автомобильной подвески. В стойке опора часто совмещена с демпфером (главной составляющей амортизатора) и пружиной. Основное назначение стойки — удерживать вес автомобиля, поддерживать правильную ориентацию колес по отношению к кузову и передавать кузову силы сцепления покрышек с дорожным покрытием. Благодаря усиленному штоку и корпусу стойка способна выдерживать значительные боковые нагрузки. Большой диаметр штока и сложный сплав демпфера являются причинами высокой стоимости стойки. Стойка является основным элементом подвески Мак-Ферсона. Пружина может присутствовать в конструкции стойки (например, в передней стойке Toyota Corolla) или отсутствовать (как в передней стойке Suzuki Escudo).
Отличия стойки от амортизатора
Стойка заменяет верхнюю шаровую и верхний рычаг. Этот узел жестко крепится внизу на два болта или более, а сверху — в поворотное устройство, при этом диаметр штока достаточно большой. Амортизатор же крепится через сайлентблок снизу и в неповоротное устройство сверху, диаметр штока небольшой. Амортизатор воспринимает нагрузки вдоль оси и работает на разжатие. Стойка же рассчитана на разнонаправленные нагрузки и работает как на разжатие, так и на сжатие. Стойка более требовательна к техническому контролю, и в случае поломки автомобиль практически теряет управляемость. Классические советские автомобили могут доехать до СТО или гаража с неисправными амортизаторами или даже без них. Стойка всегда дороже амортизатора, что связано с увеличенным диаметром штока.
Основные различия между стойкой и амортизатором
– Амортизатор может быть частью стойки, но не наоборот, так как стойка представляет собой амортизатор, дополненный рулевой тягой и упором пружины.
– У стойки усиленный корпус и шток по сравнению с амортизатором.
– Стойка стоит дороже амортизатора.
– Стойка способна воспринимать серьезные боковые нагрузки, тогда как амортизатор просто гасит колебания.
– Стойка придает автомобилю большую надежность, чем простой амортизатор.
– Неисправность стойки делает вождение практически невозможным, тогда как неисправный амортизатор доставляет неудобства водителю, но автомобиль остается на ходу.